МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ журнала "Моделист-Конструктор" |
Эскадренные миноносцы
|
|
4. КАКИМ БЫТЬ МИНОНОСНОМУ СУДНУ?
МК №4.1998 г.
Массовая постройка миноносок в конце 70-х годов XIX века отнюдь не свидетельствовала о том, будто во взглядах адмиралов всех ведущих морских держав царило единодушие. У нового класса боевых судов было немало критиков, считавших, что увлечение «несерьезными корабликами» равносильно выбрасыванию денег на ветер. Действительно, у первых миноносок имелись очевидные недостатки; главные из них — ничтожные мореходность и дальность плавания. Стоило разгуляться даже небольшой волне, и флотилии носителей самодвижущихся мин оказывались не в состоянии выйти в море. Поэтому корабелы не прекращали попыток параллельно со строительством миноносок создать более солидную и мореходную боевую единицу аналогичного назначения.
Первым в мире кораблем, специально построенным в качестве носителя мин Уайтхеда, стал английский «Везувиус», вошедший в строй в 1874 году. Это было относительно крупное судно водоизмещением в 245 т, вооруженное одним носовым торпедным аппаратом. Оно имело очень низкий силуэт без дымовых труб — дым выбрасывался в атмосферу вентиляторами через отверстия по бокам корпуса. Считалось, что таким образом «Везувиус» мог в тумане или сумерках незаметно приблизиться к неприятелю на дальность торпедного выстрела. Однако это выглядело проблематичным, так как 350-сильная паровая машина-компаунд позволяла «миноносному судну» развить скорость всего в 9,7 узла. После всесторонних испытаний «Везувиус» был переоборудован в опытовое судно, в качестве которого он служил до 1924 года.
Более совершенный корабль англичане построили для Германии. В 1875 году немцы заказали заводу «Темз Айрон Уоркс» быстроходное посыльное судно «Цитен». В июле следующего года оно вошло в состав кайзеровского флота. Элегантный яхтенный силуэт этого суперминоносца скрадывал его внушительные размеры. Две паровые машины общей мощностью 2000 л.с. обеспечивали ему прекрасный для того времени ход в 16 узлов. Вооружение состояло из двух подводных 380-мм торпедных аппаратов, установленных в штевнях и способных стрелять строго по диаметральной плоскости корабля в нос и в корму. Предусматривалась возможность перезарядки торпед — их имелось по пять на каждый аппарат. Артиллерии поначалу не было вообще; позже появились шесть 50-мм пушек. В целом «Цитен» оказался весьма неплохим судном — скоростным и мореходным, но его размеры, близкие к тогдашним крейсерам, адмиралы посчитали чрезмерными, а стоимость — очень высокой. Будучи преемником немецких так называемых «минных пароходов» и прототипом вскоре появившихся торпедных канонерских лодок и минных крейсеров, «Цитен» так и остался в единственном экземпляре. А вот попытка немцев создать более дешевый вариант мореходного миноносца потерпела крах. Построенный в 1883 году 138-тонный «Ягер» хотя и показал мало-мальски приемлемую скорость (15 узлов), но его маневренность и мореходность не выдерживали никакой критики. После шести лет испытаний судно исключили из состава флота.
Прямые родственники у «Цитена» появились лишь в одной стране — Австро-Венгрии. Там в 1878 году заложили два очень похожих судна — «Зара» и «Спалато», официально именовавшихся «торпедными кораблями». Они также были двухвинтовыми и внешне похожими на яхты, но их паровые машины не смогли развить проектной мощности, из-за чего ожидавшаяся 14-узловая скорость так и не была достигнута. Вооружение каждого из них состояло из четырех 90-мм, одной 66-мм пушек, двух 25-мм картеч-ниц и трех торпедных аппаратов; одного носового и двух бортовых. В 1887 году все старые орудия заменили на пять скорострельных 47-мм, а вместо трех торпедных аппаратов установили два носовых надводных. Оба корабля после неоднократных модернизаций участвовали в Первой мировой войне, служили сторожевыми судами в системе охраны военно-морских баз, а «Зара» в июне 1917 года даже выдержала подрыв на мине. В 1920 году их продали на слом в Италию.
В 1882—1883 годах австрийцы построили еще два очень похожих, слегка увеличенных (водоизмещением 890/1000 т) корабля — «Себенико» и «Луссин». Весьма любопытна судьба последнего. В 1911—1914 годах он был переоборудован в яхту, причем его паровые машины уступили место двум дизелям фирмы «МАН» мощностью по 900 л.с. каждый. С 1916 года «Луссин» использовался в качестве плавучей казармы для экипажей немецких подводных лодок, базировавшихся в Поле. После окончания Первой мировой войны он достался Италии и некоторое время служил под именем «Сорренто».
Если австрийский «Луссин» уже в весьма зрелом возрасте превратился в роскошную яхту, то первый мореходный миноносец Российского флота претерпел обратную метаморфозу, причем прямо на стапеле. Еще в декабре 1876 года русское Морское министерство выдало заказ петербургскому заводу Берда на строительство миноносного судна «Взрыв», по идее напоминавшего германские минные пароходы. Первоначально предполагалось, что его вооружение будет состоять из шестовой мины, закрепленной на выдвижном трубчатом шесте, но затем остановились на более перспективном оружии — подводном носовом аппарате для мин Уайтхеда. Чтобы ускорить работы (а возможно, просто найти применение имевшемуся в наличии недостроенному корпусу), подрядчик решил использовать уже опробованный проект прогулочной яхты. Так появился необычный миноносец, по силуэту напоминавший «Цитен» и «Зару», но с более изящными обводами, и имевший даже медную обшивку подводной части корпуса. Но эффектный внешний вид «Взрыва», увы, стал единственным его достоинством. Попытка впихнуть в существующий проект механизмы вдвое большей мощности не увенчалась успехом: на испытаниях корабль вместо контрактной 17-узловой скорости смог развить лишь 13,3 узла. Кроме того, остойчивость судна была явно недостаточной, что заставило ограничиться очень скромным вооружением. Последнее, кстати, оказалось неэффективным: из-за повышенной рыскливости навести неподвижный носовой торпедный аппарат на цель было крайне трудно. В 1885 году на «Взрыве» установили четыре 37-мм пушки Гочкиса и два аппарата для метательных мин, ради чего пришлось демонтировать боевую рубку, деревянный настил палубы и впервые примененный в нашем флоте гидравлический привод руля. В сущности, «Взрыв» являлся экспериментальным судном и до 1907 года служил для проведения различных опытов, а затем был сдан на слом.
22. Миноносец «Батум», Россия, 1880 г.
|
Попытка построить мореходный миноносец поначалу не удалась и французам. Свой 100-тонный корабль, получивший обозначение №1, они заложили еще в 1875 году. Его конструкция отличалась множеством оригинальных решений. Так, вооружение состояло из двух расположенных в диаметральной плоскости в носу и в корме торпедных аппаратов, причем мины Уайтхеда выбрасывались не порохом и не сжатым воздухом, а давлением пара. Вообще на судне имелось «всякой твари — по паре»: два торпедных аппарата, два котла, две паровые машины, две дымовые трубы, два двухлопастных гребных винта... Как достоинство миноносца можно рассматривать наличие двух раздельных погребов с солидным запасом торпед. Но в целом корабль оказался явно неудачным: вместо проектных 17 узлов он развил лишь чуть больше 14, а абсолютно неработоспособные торпедные аппараты после испытаний пришлось демонтировать и заменить... одной шестовой миной, поскольку другого надежного оружия тогда не нашлось. В результате миноносец № 1 переклассифицировали в посыльное судно «Изар», а в 1889 году его сдали на слом.
Итак, потуги кораблестроителей разных стран создать большой миноносец для действий в открытом море потерпели фиаско: первые представители нового класса кораблей получались либо слишком крупными и дорогими, либо вообще ни на что не годными. Складывалось мнение, будто достичь приемлемых скорости и мореходности одновременно не удастся, и одним из этих качеств придется жертвовать. Странно, но самое очевидное решение — просто увеличить миноноску до размеров мало-мальски мореходного судна — пришло не сразу. И что еще более удивительно — появилось оно не у английских, французских или немецких конструкторов, считавшихся бесспорными лидерами в разработке носителей торпедного оружия, а в отнюдь не самой развитой в технологическом отношении России.
Впрочем, на то имелись веские основания. Управляющий русским Морским министерством адмирал И.А.Шестаков с горечью констатировал, что сотня построенных в 1877—1878 годах миноносок, обошедшаяся казне в 4 млн. рублей, «оказалась совершенно неоправданной для действий в водах финского залива, к чему предназначалась». Поэтому в конце 1879 года было решено заказать более крупный миноносец (в то время его продолжали называть миноноской). Отечественная промышленность еще не могла обеспечить быстрое и качественное выполнение заказа, и Морское министерство остановило свой выбор на английской фирме «Ярроу». В память о первой успешной торпедной атаке русских катеров новому кораблю присвоили имя «Батум». Разработчиком детального проекта стал известный английский кораблестроитель Э.Рид.
Компоновка «Батума» почти в точности повторяла компоновку серийных миноносок фирмы «Ярроу». Корпус делился водонепроницаемыми переборками на восемь отсеков; толщина стальной обшивки не превышала 3,5 мм. В котельном отделении размещался цилиндрический паровой котел локомотивного типа «вместимостью в 240 ведер», дымовых труб было две. Двухцилиндровая машина-компаунд располагалась в шестом по счету (от носа) отсеке; во время испытаний она обеспечила предельно облегченному (без вооружения и запасов) миноносцу рекордную скорость в 22,16 узла! Благодаря наличию двух рулей — кормового и выдвижного носового — диаметр циркуляции на полном ходу составил лишь 5,1 длины корпуса, что для узкого сигарообразного судна считалось неплохим результатом. Для обеспечения большей дальности плавания «Батум» снабдили парусным вооружением — на палубе установили три откидные мачты, на которых при необходимости поднимались косые паруса общей площадью 500 кв. футов. Водоотливные средства состояли из шести эжекторов, способных откачивать около 75 ведер воды в минуту. Забегая вперед, заметим, что конструкция русского миноносца стала классической на все следующее десятилетие.
31 мая 1880 года «Батум» спустили на воду, а 17 июля его принял русский экипаж во главе с лейтенантом И.М.Зацаренным. Затем миноносец своим ходом отправился — ни много ни мало — на Черное море! Англичане были шокированы: совсем недавно их газеты выражали восторг по поводу того, что построенные для Франции миноноски смогли преодолеть Ла-Манш. А тут — поход вокруг Европы, через бурный Бискайский залив и пять морей. Это казалось просто невероятным. Тем не менее рискованное предприятие завершилось успешно. По пути «Батум» зашел в Фиуме, где на него установили торпедные аппараты и немного удлинили дымовые трубы, так как при первоначальной высоте (1,5 м) их нередко заливало водой. 21 сентября миноносец прибыл в Николаев.
Это плавание заставило военно-морских специалистов по-новому взглянуть на зарождавшуюся силу флота. Им стало ясно, что миноносцам по плечу не только охрана подступов к своим базам, но и куда более серьезные задачи.
С.БАЛАКИН
«Моделист-конструктор» № 4/1998
|
26. Торпедный корабль «Зара», Австро-Венгрия, 1881 г.
|
|
27. Миноносное судно «Взрыв», Россия, 1877 г.
|
Вернуться в
ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ (1998-2003 г. г.)Вернуться в
МОРСКОЙ СПРАВОЧНИКВернуться в
КАРТУ САЙТА Черногория