МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ журнала "Моделист-Конструктор"

Эскадренные миноносцы
(1998-2003 г. г.)

Моделист-Конструктор, №6.2000 г.


29. ЗНАМЕНИТЫЕ “НОВИКИ”

МК №6.2000

В ту ночь немцам явно не везло. Два их лучших эсминца - новейшие V-99 и V-100 - возвращались из Рижского залива ни с чем: атаковать русский линкор «Слава» им так и не удалось. Лишь на рассвете у них появился шанс добиться успеха: на горизонте был обнаружен одинокий корабль с характерным четырехтрубным силуэтом. «Новик»! - опознали его кайзеровские моряки и немедленно пошли на сближение, рассчитывая реализовать свое численное превосходство.

Увы, дальнейший ход событий стал для них неприятным сюрпризом. С «Новика» также заметили противника; когда дистанция между кораблями сократилась до 47 кабельтовых, началась артиллерийская дуэль. И вот тут-то немцам пришлось испытать на себе разрушительное действие русских 102-мм пушек, когда огонь из них ведут опытные комендоры. «Третьим залпом мы накрыли первый миноносец и сбили ему трубу; на его палубе возник пожар, - так вспоминал участник боя минный офицер «Новика» Г.К.Граф. - Он весь окутался клубами пара и дыма, и на корме у него было видно яркое пламя. Стрельба его сразу ослабела и потеряла меткость»...

За 17 минут боя немецкие корабли получили 11 попаданий, нанесших им большой урон. Они не выдержали и попытались скрыться бегством. Эсминец V-100 поставил дымовую завесу, прикрывая себя и своего сильно поврежденного товарища. Но было поздно. Потерявший управление V-99 сошел с фарватера и выкатился на минное поле. Один за другим прогрохотали два мощных взрыва - и новейший корабль Хохзеефлотте исчез под водой.

Этот бой, произошедший 17 августа 1915 года, стал одной из самых ярких страниц в истории российского флота в годы Первой мировой войны. Еще бы: несмотря на перевес противника в силе, русский эсминец вышел победителем и при этом сам практически не пострадал (лишь два матроса из его экипажа были легко ранены осколками от разорвавшихся в воде снарядов). Так «Новик», часто именуемый лучшим в своем классе, подтвердил свою репутацию отличного корабля. Причем лучшим как в отношении его вооружения и тактико-технических элементов, так и по уровню подготовки экипажа.

...Информация о проводившихся за рубежом испытаниях паровых турбин не могла остаться без внимания со стороны российского Морского министерства. Еще в конце 1905 года на совещании в Морском техническом комитете прозвучало мнение ряда специалистов-кораблестроителей о целесообразности оснащения новых минных крейсеров паротурбинной энергетической установкой. С новой силой интерес к турбинам вспыхнул после постройки британских «супердестройеров» типа «Трайбл». Высказывалось даже предложение заказать один такой корабль в Англии (так называемый проект «Русский Тартар»). Но правительство стремилось всячески поощрить развитие отечественных заводов, и от покупки эсминца за рубежом, в конце концов, отказались.

Главным препятствием на пути широкого внедрения паровых турбин в начале XX века считалась их высокая стоимость. Однако на счету Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования (см. «Моделист-конструктор» № 1 за 2000 г.) после постройки 18 эсминцев и четырех подводных лодок оставалось еще более двух млн. рублей. Эту сумму сочли достаточной для создания нового торпедного корабля - 36-узлового минного крейсера с усиленным вооружением и повышенной мореходностью.

Конкурс на его проект был объявлен летом 1908 года. Любопытно, что турбинный эсминец неофициально продолжали называть минным крейсером, хотя данный класс кораблей в 1907 году был упразднен. Вероятно, этим хотели подчеркнуть его близость к настоящим крейсерам, а также возможность выполнять функции лидера дивизиона эсминцев-«добровольцев».

Победителем конкурса признали проект Путиловского завода. С ним и заключили контракт на строительство нового корабля. Правда, его закладка состоялась лишь 19 июля 1910 года - после завершения разработки чертежей и прогонки модели в опытовом бассейне в Германии. Одновременно немецкой фирме «Вулкан» заказали паровые котлы и турбины.

Создание нового эсминца, получившего имя «Новик», протекало не слишком гладко, что, в общем-то, неудивительно: слишком много в его конструкции было принципиальных нововведений. Первые испытания, состоявшиеся в мае - июне 1912 года, оказались не вполне удачными: контрактной скорости достичь не удалось. Виной тому были неоптимальный шаг гребных винтов, недостаточная паропроизводительность котлов и строительная перегрузка, увеличившая осадку на 30 см. Впрочем, последний факт Путиловской верфи тогда ловко удалось скрыть (и тем самым избежать штрафов). Таким образом, «крайним» в этой истории оказалась фирма «Вулкан», и ей пришлось смириться с необходимостью замены котлов за свой счет.

Повторные испытания эсминца состоялись в августе 1913 года, и их результаты превзошли все ожидания. После монтажа новых котлов на верфи в германском городе Штеттине «Новик» развил невиданную скорость - 37,3 узла, установив тем самым мировой рекорд. На шестичасовом пробеге он показал ход в 36,3 узла при мощности 41910 л.с. Правда, достижению этих результатов способствовало то, что корабль был значительно облегчен, в частности, на нем отсутствовало вооружение. Артиллерию и торпедные аппараты «Новик» получил в сентябре 1913 года - после его прибытия из Штеттина в Кронштадт.

Роль, которую сыграл «Новик» в истории отечественного судостроения, трудно переоценить. Это был поистине этапный корабль, ставший в своем классе своеобразным эталоном на последующее десятилетие. Говоря о нем, постоянно приходится повторять слово «впервые». Впервые в Российском флоте на этом эсминце появились мощные паровые турбины и чисто нефтяные котлы. Впервые его корпус был собран по продольной системе набора. Впервые был преодолен 36-узловой рубеж скорости. Наконец, на нем впервые установили минные рельсы и необычайно мощное вооружение из четырех 102-мм орудий с длиной ствола в 60 калибров и четырех двухтрубных 450-мм торпедных аппаратов. Все это давало основание считать «Новик» лучшим эскадренным миноносцем в мире.


Проекции эсминцев типа "Новик"

181. Эскадренный миноносец «Новик», Россия, 1913 г.
Строился на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге. Водоизмещение проектное 1280 т, фактическое 1400 т, полное 1600 т. Длина наибольшая 102,4 м, ширина 9,5 м, осадка 3,3 м. Мощность трехвальной паротурбинной установки 35100 л.с., скорость 36 узлов. Вооружение: четыре 102-мм пушки, четыре двухтрубных торпедных аппарата, 80 мин заграждения. Построена одна единица.

182. Эскадренный миноносец «Орфей», Россия, 1916 г.
Строился на Металлическом заводе в Петрограде. Водоизмещение проектное 1260 т, полное 1450 т. Длина наибольшая 98 м, ширина 9,3 м, осадка 3,3 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 30000 л.с., скорость 35 узлов. Вооружение: четыре 102-мм пушки, три трехтрубных торпедных аппарата, 80 мин заграждения. Всего построено 16 единиц.

183. Эскадренный миноносец «Изяслав», Россия, 1917 г.
Строился в Ревеле. Водоизмещение проектное 1350 т, полное 1570 т. Длина наибольшая 107,05 м, ширина 9,5 м, осадка 3,5 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 32700 л.с., скорость 35 узлов. Вооружение: пять 102-мм пушек, одна 63-мм зенитка, три трехтрубных торпедных аппарата, 80 мин заграждения. Всего построено три единицы.


Но «эпохальность» «Новика» заключается не только (и не столько) в его технических достоинствах - он ознаменовал собой появление нового поколения эсминцев Российского флота. Ведь выдающиеся по своим параметрам корабли строились и ранее (например, английские «Свифт» и «трайблы», японский «Умикадзе» и некоторые другие), но все они оставались единичными образцами, в лучшем случае способными играть роль лидеров миноносных дивизионов. В целом же зарубежные военно-морские теоретики продолжали рассматривать эсминцы как относительно небольшие и многочисленные (а потому недорогие) корабли для торпедных атак вражеских эскадр. Но русский Морской Генеральный штаб оказался гораздо дальновиднее, разглядев в завтрашнем эсминце многоцелевой артиллерийско-торпедный корабль, пригодный для выполнения самых различных боевых задач - от разведки до крейсерских и набеговых операций. Поэтому проектирование традиционных для того времени эсминцев в России решили прекратить и отныне строить корабли только по типу «Новика». Поразительный факт: если во всех ведущих морских державах (кроме, разве что, США, но о них разговор особый) нормальное водоизмещение среднестатистического дестройера накануне Первой мировой войны составляло примерно 700-900 т, то в России, несмотря на ограниченность ее морских театров, 1200-1400 т! Забегая вперед, заметим, что опыт войны подтвердил несомненную правильность этого решения.

Первыми потомками «Новика» стали четыре черноморских эсминца типа «Дерзкий», построенные в Николаеве в 1912-1914 годах. Они представляли собой несколько удешевленный вариант балтийского прототипа: паротурбинная установка вместо трехвальной стала двухвальной, число котлов уменьшилось с шести до пяти, а снижение проектной скорости до 34 узлов позволило сократить мощность механизмов на 7000 л.с. и облегчить корабль на 170 т. Изменился и силуэт: эсминцы стали трехтрубными.

В 1915 году Черноморский флот пополнился еще пятью аналогичными кораблями типа «Счастливый». Они отличались от первой четверки лишь тем, что строились в Санкт-Петербурге и собирались на верфях в Николаеве и Херсоне из готовых секций.

Последними черноморскми «новиками» стали корабли так называемой «ушаковской» серии - им присваивали названия в честь побед, одержанных адмиралом Ф.Ф.Ушаковым. Всего в 1915 году на заводах «Наваль» и «Руссуд» в Николаеве заложили восемь кораблей, но до конца 1917 года в строй вошли лишь четыре: «Фидониси», «Керчь», «Калиакрия» и «Гаджибей».

Три эсминца достроили в 20-е годы, но уже не под «ушаковскими» названиями: «Незаможник», «Петровский» и «Шаумян»; а еще одному кораблю - «Цериго» - так и не довелось вступить в состав флота: в неукомплектованном виде он был уведен Врангелем в Бизерту и там же разобран на металл.

Для Балтийского флота планировалось построить 36 эсминцев типа «Новик». Помимо традиционных их изготовителей - Путиловского и Металлического заводов - к программе привлекли новых подрядчиков: Русско-Балтийский завод в Ревеле и Мюльграбенскую верфь в Риге. Первая, самая массовая серия кораблей типа «Орфей» включала в себя 31 единицу, но в строй вошли только 16, причем два из них - «К.Либкнехт» и «Рыков» - уже после революции, во второй половине 20-х годов. Из пяти заложенных эсминцев типа «Изяслав» (вторая балтийская серия) были закончены постройкой три, в том числе «Калинин» - лишь в 1927 году.

Конструктивно все «новики» были похожи. Они имели стремительные обводы, малую осадку и большое отношение длины к ширине (1:10 и более). Корпуса их изготавливались из высокопрочной стали. Головной «Новик» имел трехзальную паротурбинную установку, остальные корабли - двухвальную. Все турбины были импортными - немецкими, швейцарскими или английскими. Число нефтяных паровых котлов на «Новике» - шесть, на «Орфее» и его собратьях - четыре, на остальных - пять. Все эсминцы обладали отличной (разумеется, по требованиям того времени) мореходностью, хотя головной «Новик» из-за повышенной метацентрической высоты отличался неприятной резкой качкой.

Артиллерийское вооружение эсминцев включало в себя от трех до пяти мощных 102-мм пушек Обуховского завода. Они были самыми длинноствольными в мире; масса их снаряда равнялась 17,5 кг, а начальная скорость снаряда - 823 м/с. Дальность стрельбы при угле возвышения 30° превышала 16 км. На каждом корабле имелись приборы управления огнем системы Гейслера.

Торпедное вооружение первых кораблей («Новик», «Дерзкий») состояло из четырех-пяти двухтрубных торпедных аппаратов калибром 450 мм. В ходе войны был принят на вооружение трехтрубный торпедный аппарат с растворением крайних труб, способный вести веерную стрельбу. Такими аппаратами оснастили все балтийские «новики» и черноморские «ушаковской» серии. В залпе «балтийцы» могли выпустить 9 торпед, «черноморцы» - 10-12. Правда, опыт Первой мировой войны показал, что применять артиллерию эсминцам приходится значительно чаще, чем торпеды. Поэтому на кораблях типа «Дерзкий» и «Счастливый» позже вместо одного торпедного аппарата установили четвертое 102-мм орудие.

«Новики» отважно сражались на Черном море и на Балтике в годы Первой мировой войны. Наиболее успешно действовал головной «Новик». На его боевом счету - потопленные сторожевой корабль «Норбург» и судно-ловушка «Германн» (из-за довольно мощного вооружения последний часто называют вспомогательным крейсером), а также загнанный на мины и погибший эсминец V-99. Кроме того, ряд немецких кораблей стал жертвой выставленных русскими эсминцами мин. Собственные потери среди «новиков» были невелики: в бою погиб лишь один корабль - балтийский «Гром».

Но в ходе гражданской войны семейство турбинных эсминцев пострадала куда больше. Черноморский флот лишился «новиков» почти полностью: часть из них была затоплена в 1918 году в Цемесской бухте во избежание захвата немцами, остальные окончили свой жизненный путь в Бизерте. В состав Красного флота вошли лишь брошенный врангелевцами «Быстрый», поднятая со дна «Калиакрия» да три оставшихся в Николаеве недостроенных корабля.

Балтийский флот в 1918-1919 годах потерял пять «новиков». Три из них - «Гавриил», «Константин» и «Свобода» - погибли на минах, остальные - «Спартак» и «Автроил» - были захвачены англичанами и переданы Эстонии. Под названиями «Вамбола» и «Леннук» они находились в составе эстонского флота до 1933 года, а затем их продали Перу. В Латинской Америке эти «новики» переименовали в «Альмиранте Гиссе» и «Альмиранте Вильяр». Один из них прослужил до 1948, другой - до 1955 года.

Семнадцать «новиков» находились в составе Рабоче-крестьянского Красного флота и дожили до Великой Отечественной войны, причем из балтийских эсминцев три были переведены на Север («Урицкий», «К.Либкнехт» и «В.Куйбышев») и два - на Дальний Восток («Сталин» и «Войков»). Служба семи оставшихся на Балтике кораблей, в том числе и «Новика», переименованного в «Яков Свердлов», завершилась трагически: все они погибли летом 1941 года. Черноморский флот в годы Великой Отечественной потерял три эсминца («Фрунзе», «Дзержинский» и «Шаумян»). Остальные два находились в боевом строю до начала 50-х годов, после чего «Железняков» был передан Болгарии и еще некоторое время служил учебным судном.

Эскадренный миноносец «Дерзкий», Россия, 1914 г.

184. Эскадренный миноносец «Дерзкий», Россия, 1914 г.
Строился на заводе «Наваль» в Николаеве. Водоизмещение проектное 1190 т, полное 1450 т. Длина наибольшая 98 м, ширина 9,3 м, осадка 3,2 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 25500 л.с., скорость 34 узла. Вооружение: три 102-мм пушки, пять двухтрубных торпедных аппаратов, 80 мин заграждения. Всего построено девять единиц.

Эскадренный миноносец «Фидониси», Россия, 1917 г.

185. Эскадренный миноносец «Фидониси», Россия, 1917 г.
Строился на заводе «Наваль» в Николаеве. Водоизмещение фактическое 1326 т, полное 1580 т. Длина наибольшая 92,5 м, ширина 9,1 м, осадка 3,2 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 29000 л.с., скорость 34 узла. Вооружение: четыре 102-мм пушки, одна 40-мм зенитка, четыре трехтрубных торпедных аппарата, 80 мин заграждения. Всего построено восемь единиц.

С.БАЛАКИН

«Моделист-конструктор» № 6/2000




Вернуться в ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ (1998-2003 г. г.)

Вернуться в МОРСКОЙ СПРАВОЧНИК

Вернуться в КАРТУ САЙТА






Hosted by uCoz